Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться...

Последние комментарии

О развитии мышления в младшем школьном возрасте.

Опубликовано 06.08.2014

О развитии мышления в младшем школьном возрасте.Наблюдая за окружающим нас миром, мы все же стремимся его понять. Понять – это проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным процессом нашей высшей психической деятельности, который именуют мышлением.

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Различные познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, в которой каждый из процессов связан со всеми остальными. Такая связь не остается неизменной на протяжении детства: в разные периоды какой-либо из познавательных процессов занимает ведущее значение для общего психического ребенка.

Так, на первое место у младшего школьника выходит учебная деятельность и, вместе с тем, происходит развитие абстрактного (словесно-логического) мышления. Это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, свойственное восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее важные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Такое новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием учебной деятельности.

На нем мы и остановимся более подробно.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и транзитивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Транзитивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, «у Маши собачка маленькая и пушистая, у Светы - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? разное?» или «Коля — брат Петра; Пётр — брат Матвея; Следовательно: Коля — брат Матвея».

 Задачи для развития словесно-логического мышления.

1. Витя ел яблоко большое и красное. Петя ел яблоко большое и зеленое. Что в этих яблоках одинаковое? А разное?

2. Марина и Лида рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Лида, если Марина не рассматривала картинки в журнале?

3. Паша и Илья рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Паша, если Илья не рисовал дом?

4. Вася, Дима и Женя жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Вася и Дима жили в разных домах, Дима и Женя жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?

5. Саша, Витя и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Саша не читал о войне и о спорте, а Витя не читал о спорте?

6. Лена, Маша и Света рисовали. Одна девочка рисовала листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Кто что рисовал, если Маша не рисовала листочки и птичек, а Лена не рисовала листочки?

7. Мальчики Сережа, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то - груши, кто-то - сливы, кто-то - вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Сережа не сажал яблони?

8. Девочки Инга, Тоня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Инга не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Тоня не бегала?

 Эти восемь задач имеют три степени сложности. Задачи 1-3 - самые простые, для их решения достаточно оперировать одним суждением. Задачи 4-6 - второй степени сложности, поскольку при их решении необходимо сопоставить два суждения. Задачи 7 и 8 - самые сложные, т.к. для их решения нужно соотнести три суждения.

Обычно трудности, возникающие при решении задач с 4 по 8, связаны с невозможностью удержать во внутреннем плане, в представлении все обстоятельства, указанные в тексте, и они путаются, поскольку не пытаются рассудить, а стремятся увидеть, представить правильный ответ. Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства.

 Графическое изображение транзитивного отношения величин значительно упрощает понимание логической структуры задачи. Поэтому, когда ребенок затрудняется, мы советуем использовать прием изображения отношения величин на линейном отрезке. Например, дана задача: "Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?". В этом случае объяснение может строиться следующим образом:

"Посмотри внимательно на эту линию.

С одной стороны располагаются дети самые быстрые, с другой - медленные. Если Катя быстрее Иры, то где мы поместим Катю, а где Иру? Правильно, Катя будет справа, где быстрые дети, а Ира слева, т.к. она более медлительна. Теперь сравним Иру и Лену.

Мы знаем, что Ира быстрее Лены. Где мы тогда поместим Лену относительно Иры? Правильно, еще левее, т.к. она медленнее Иры.

Посмотри внимательно на чертеж. Кто же быстрее всех? а медленнее?".

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

1. "Света веселее Лена, а Лена веселее Маши. Нарисуй рот Маши. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.

Кто из девочек самый грустный?

2. "Волосы у Марины светлее, чем у Алины. Волосы у Алины светлее, чем у Риты. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"

3. "Паша ниже Андрея, Андрей ниже Васи. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика".

Ниже мы приводим варианты логических задач, которые делятся по степени сложности на три группы:

1) задачи 1-12, в которых требуется ответить на один вопрос;

2) задачи 12-14, в которых нужно ответить на два вопроса;

3) задачи 15 и 16, решение которых предполагает ответ на три вопроса.

Условия задач различаются не только по количеству информации, в которой нужно разобраться, но и по ее наблюдаемым особенностям: виды отношений, разные имена, поставленный по-разному вопрос. Особое значение имеют "сказочные" задачи, в которых отношения между величинами построены таким образом, каких в жизни не бывает. Важно, чтобы ребенок смог отвлечься от жизненного опыта и пользовался теми условиями, какие даются в задаче.

 Варианты задач.

1. Валентин веселее, чем Коля. Коля веселее, чем Саша. Кто веселее всех?

2. Юля внимательнее, чем Алла. Алла внимательнее, чем Полина. Кто самый внимательный?

3. Сережа слабее, чем Юрий. Сережа сильнее, чем Петя. Кто сильнее всех?

4. Ира старше, чем Витя. Ира младше, чем Люба. Кто младше всех?

5. Черепаха медлительнее лисы. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?

6. Заяц сильнее, чем стрекоза. Заяц слабее, чем медведь. Кто самый слабый?

7. Володя на 10 лет младше, чем Иван. Иван на 2 года старше, чем Саша. Кто младше всех?

8. Маша на 3 см ниже, чем Оля. Оля на 12 см выше, чем Марина. Кто выше всех?

9. Валера намного легче, чем Павел. Валера немного тяжелее, чем Алексей. Кто легче всех?

10. Тоня немного светлее, чем Люда. Тоня намного темнее, чем Катя. Кто светлее всех?

11. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?

12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?

13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?

14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?

15. Вера светлее, чем Лена. Лена выше, чем Ася. Ася младше, чем Вера. Вера ниже, чем Ася. Ася темнее, чем Лена. Лена старше, чем Вера. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?

16. Витя тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Витя. Витя веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Витя. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

 Все рассмотренные нами варианты логических задач направлены на создание условий, в которых существует или существовала бы возможность формирования способности выделять существенные отношения между объектами и величинами.

Кроме тех задач, которые были указаны выше, целесообразно предлагать ребенку задачи, в которых отсутствует часть необходимых данных или, наоборот, имеются ненужные данные. Можно также использовать прием самостоятельного составления задач по аналогии с данной, но с другими именами и иным признаком (если в задаче имеется признак "возраст", то это может быть задача про "рост" и т.д.), а также задач с недостающими и избыточными данными. Имеет смысл превращение прямых задач в обратные и наоборот. Например, прямая задача: "Ира выше Маши, Маша выше Оли, кто выше всех?"; в обратной задаче вопрос: "Кто ниже всех?".

Екатерина Морозова, практический психолог, Москва, Россия.