Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться...

Последние комментарии

О развитии памяти в младшем школьном возрасте.

Опубликовано 06.08.2014

О развитии памяти в младшем школьном возрасте.В начальной школе память качественно изменяется. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Развитие памяти во многом зависит от заинтересованности ребенка в школьных занятиях, сформированности активной позиции, высокой познавательной мотивации.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 7 -8 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо»

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».

В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала:

1.  Группировка,

2. Выделение опорных пунктов,

3. Составление плана,

4. Классификация,

5. Структурирование,

6. Схематизация,

7. Установление аналогий,

8. Мнемотехнические приемы,

9. Перекодирование,

10. Достраивание запоминаемого материала,

11. Серийная организация,

12. Ассоциации,

13. Повторение.

Целесообразно сообщать детям информацию о различных приемах запоминания и помогать в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. 

Игры для развития памяти.

Игра "Города-реки"

Настольная игра, способствующая развитию памяти, логики и мышления ребенка, что особенно полезно для школьников младших классов школы.

Описание игры

В игре может участвовать любое количество игроков. Всем раздают листки бумаги и ручки. Листок делится на шесть колонок под названиями: «Город», «Река», «Животное», «Растение», «Имя» и «ОЧКИ».

По сигналу один из играющих (ведущий) начинает произносить про себя алфавит – кто-нибудь останавливает его, и он называет букву, на которой остановился. Все быстро начинают заполнять колонки словами на эту букву. Как только один из игроков заполнит все колонки, он кричит «Стоп», все останавливаются и начинают подсчитывать очки. Кто первый заполнил колонки, зачитывает свои слова – за каждое название, которое ни у кого не встретилось ставиться 20 очков; если совпало, то очки делятся между игроками поровну. Если у кого-то слова вообще не оказалось, то 10 баллов записываются ведущему, а остальные 10 делят игроки, у которых есть слово в этой колонке.

Выигрывает тот, у кого больше всего очков по итогам игры.

Правила игры

1.Всем раздают листки бумаги и ручки

2.Листок делится на шесть колонок под названиями: «Город», «Река», «Животное», «Растение», «Имя» и «ОЧКИ»

3.По сигналу ведущий начинает произносить про себя алфавит

4.Его останавливают, и он называет букву, на которой остановился

5.Все быстро заполняют колонки словами на выбранную букву

6.Тот, кто заполнил все колонки кричит «Стоп», все прекращают писать и начинают подсчитывать очки

7.Первый заполнивший все колонки читает свои слова

8.За каждое название, которое ни у кого не встретилось ставиться 20 очков

9.При совпадении слов – очки делятся между этими игроками поровну

10.Если у кого-то слова вообще не оказалось, то 10 баллов записываются ведущему, а остальные 10 делят игроки, у которых есть слово в этой колонке

11.Выигрывает, набравший по итогам игры наибольшее количество очков

Примечание.

• Играть можно пока не будет перебран весь алфавит.

• Можно придумать любые другие названия колонок

Игра "Повтори-ка"

Познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности. Отлично подойдет для всех школьников, но особенно полезна для детей младших классов школы.

Описание игры.

Количество играющих не ограничено. Выбирается тема игры, например «Дикие животные».

Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва. Следующий повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий повторяет «лев, тигр» и прибавляет «носорог». Каждый следующий игрок, перечислив всех ранее названных животных, добавляет от себя ещё одно название.

После достижения последнего игрока - эстафета продолжается с первого игрока и так по кругу, пока не останется один победивший.

Тот, кто не сможет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит судья – воспитатель, учитель) - выбывает из игры.

Правила игры.

1.Выбирается тема игры, например «Дикие животные»

2.Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва

3.Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр»

4.Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.

5.Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок – выбывает из игры

Примечание.

По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т.д.

Игра "Я знаю пять имен".

Игра на развитие памяти школьников (детей младших классов школы). Память - это основной навык, который необходим для обучения в школе, поэтому игры на развитие памяти особенно полезны для детей этого возраста.

Описание игры.

Дети подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.): Слава – раз, Петя – два, Миша – три, Гена – четыре, Ваня - пять». Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название). Если игрок делает большую паузу, долго думает или произносит уже названное имя, то мяч передается другому игроку.

Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правила игры.

1.Участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.)

2.Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название)

3.Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику

4.Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся

Примечание.

Количество названий можно менять.

Екатерина Морозова, практический психолог.